Развитие старинных видов единоборств

Казахша курес, что при дословном переводе означает - казахская борьба. Борьба своими корнями уходит в древние времена, когда народы Казахстана только стали именоваться тюрками. У многих тюркских народностей, ответвление данного вида борьбы, представляется возможным, встретить и в наше время. До наших времен дошли такие разновидности борьбы, как проведение поединка  по пояс обнаженном виде, борьба без обуви или же с применением сапог, имеющих длинные голенища, обычный бой на кулаках или же с элементами захвата ниже коленного сустава. Борцы, которые вплотную занимаются Казахша курес, довольно часто участвуют в соревнованиях по таким видам борьбы как самбо или дзюдо. Это происходит потому, что все три указанные виды борьбы тесно переплетаются между собой.

Основным отличием Казахской борьбы является то, что она происходит только в стойке, а никак иначе. Борьба в положении лежа или же в партере не может быть осуществлена. Это запрещено!

При знакомстве с Казахской борьбой понимаешь, что тут находят свое применение самые всевозможные приемы из различных видов единоборств. Тут можно встретить приемы из греко-римской борьбы, самбо, дзюдо и прочих менее известных видов единоборств.

Совершенствование правил Казахша курес, происходит постоянно, что связано, прежде всего, с организаторами, которые стараются сделать всё, чтобы приблизить борьбу к всемирно известным, олимпийским видам единоборств. В частности, всё большее применение находят такие приемы, которые придают зрелищность проводимым соревнованиям.

До начала предыдущего века в борьбе не имело место разделение участников борьбы по весовым категориям, Борьба проводилась с одним единственным правилом - победитель тот, кто сильнее. Разделение по весовым критериям возымела свое применение в казахской борьбе, только начиная с тридцатых годов прошлого века.

Среди известных борцов - силачи Балуана-Шолака и Хаджимукана, Боранкула и Молдабая, Битабара и Байгабыла, Озамана-Шолака и многих других. Они все пользуются огромным уважением народа как борцы, которые смогли стать образцом силы и мужества. Среди мастеров борьбы, победивших в важных соревнованиях, и завоевавших олимпийские медали - А. Айханов и Ж. Ушкемпиров, а также Ш.Сериков и А. Иманкулов, К. Байдосов и А.Казымбетов, А. Бугыбаев и А. Шайхиев, Д. Турлыханов, К. Байшолаков и Т. Байшолаков, А. Габсаттаров и С. Рамазанов, Р. Сейлханов, С. Шакимов и Е. Ихсангалиев, А. Мусабеков и С. Жартыбаев, З. Шаймерденов и другие. Им удалось прийти в свое время в большой спорт как специалистам по борьбе Казахша-курес. Как известно, мастера в этом виде спорта смогли успешно освоить и другие знаменитые виды борьбы.

Хаджимукан Мунайтпасов - один из лучших борцов, гордость нации, силач и чемпион мира по таким видам соревнований, как греко-римская борьба и вольная борьба. В Астане балуан оказался после 16 лет, когда вышел на аульный ковёр. В 1901 году он смог продемонстрировать свои силы на манеже. Среди его соперников - Иван Сабатье и Лассартес, Поль Абс и Георг Лурих, Мустафа и Джо Моро и многие другие.

В 1980 году в Москве появился чемпион в весовой категории 48 кг. - Ушкемпиров Жаксылык. В 1980 году он стал заслуженным мастером спорта. Его специальность - греко-римская борьба. Его титулы можно перечислять долго. В 1993 году он стал директором клуба под названием «Жаксылык».

В настоящее время Казахша курес, помимо сохранения своих национальных особенностей происхождения, принимает во внимание и развивающиеся тенденции мирового искусства единоборств, несомненно, оказывающих положительное влияние на её будущее.

Что немаловажно, казахская борьба получила признание многими странами мира, диктующими правила искусства борьбы. В Казахстане существует Национальная федерация по этой борьбе. Борьба имеет свое развитие, соответствуя Конституции Казахстана, действующими законами, а также Уставом. Основополагающими принципами борьбы является:
- благотворное педагогическое и воспитывающее средство формирования личности;
- естественное спортивное развитие;
- применение борьбы исключительно в целях защиты себя и близких.